Сайт учителя химии и биологии  

Хаустова Михаила Ивановича

МОУ "СОШ г.Бирюча"
 

 

 

Домашняя
Опыт работы
Профильные
Кабинет химии
Уроки
Планирование уроков

Доклад

на районном методическом объединении учителей биологии

«Изучение биологии в профильных классах»

Дифференциация – одна из наиболее острых, ключевых проблем современной школы. Дифференциация является объектом ожесточенных споров среди учителей, учащихся и их родителей. Нужна ли дифференциация детей при поступлении в 1 класс, при переходе на вторую ступень и так ли необходима профильная старшая школа?

Далеко не все понимают, что время «Аристотелей-универсалов» ушло, что важнейшим условием достижения успеха в какой-либо области является специализация. Не случайно слова «специалист» и «специализация» имеют один корень.

Специализация способствует гуманизации учебного процесса, так как отвечает разнообразию интересов, способностей человека, способствует развитию творческого потенциала учащихся. В профильных классах создается коллектив единомышленников. Ребята, которые в прежних классах считались чудаками, становятся признанными авторитетами. Их знания – достояние всех членов коллектива. Дети заражаются творчеством, возникает обстановка соревнования, высоко ценится все, что добыто упорным трудом.

Кроме того, традиционная в общеобразовательном учреждении подготовка старшеклассников по принципу «мы все учились понемногу»  привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения, подготовительные курсы, репетиторство.

Мое глубокое убеждение, что именно профилизация старшей школы может внести значительный вклад в решение этих проблем.

В настоящее время в нашей школе профильное обучение биологии осуществляется в 10 «А»классе (экономико- технологический класс), в 11 «А» -химико- биологический и 11 «Б» аграрно- технологический профиль.

 В системе профильного обучения я работаю второй год. И уже накоплен определенный опыт, чтобы можно было оценить как достоинства этого направления, так и увидеть узкие места.

 Вся система профильного обучения начинается с комплектования классов, т.е. с 9 класса.

  Работа проводиться большая. В течение года организуются собеседования с родителями, учащимися, анкетирование, опрос  мнений, разъяснительные беседы.

   Но в связи с тем, что в этом возрасте дети еще слабо ориентированы в выборе профессии, и сильном стремлении обучаться с  товарищами, с теми кто был рядом четыре года приводит к большим издержкам в комплектовании 10 классов. В одну группу попадают учащиеся не по выбору предмета, а по чувству товарищества,  дружбе и др. Т.е. сюда попадают ребята не склонные к данному предмету, а порой и слабоуспевающие. Это приходиться учитывать в дальнейшей работе.

 В профильных классах занятия проводятся по программе и учебнику Захарова. Учебник очень несовершенен, поэтому приходиться использовать много  дополнительной литературы.

        Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.). Поэтому я   остановлюсь на  особенностях форм и методов урочной и внеурочной работы, используемых для преподавания профильных предметов, в частности биологии, в классах химико-биологического и агро-технологического профиля.

Обзорные и установочные лекции,  являются основной формой изложения нового материала на уроке в старших классах. Для обеспечения активной позиции учащегося на подобном уроке необходимо использовать проблемные лекции, построенные в форме эвристических бесед.  На таких лекциях старшеклассники постоянно включаются в работу, спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность. Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, создаются предпосылки к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей, законов, которым подчиняются физические явления и системы. Известно, что изложенное учителем не всегда переходит в знания ученика, но те знания, к которым он подошел самостоятельно, - сохраняются практически всю жизнь. Повышает эффективность подобной формы работы использование ИКТ, демонстрационных и моделирующих программ. Лекция-беседа оказывается эффективной еще и потому, что эта форма организации урочной деятельности позволяет осуществлять более тесный контакт учителя с учениками. В качестве примера можно привести десятки школьных лекций. Назову лишь некоторые из них: «Происхождение жизни на Земле» (10-й класс); «Арогенез» (11-й класс) и др.

Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, других источников информации, несомненно, служит важным источником знаний для учащихся профильных классов. Список литературы необходимо давать школьникам к каждому разделу программы, а порой даже и к отдельному уроку. Но хотелось бы обратить внимание на то, что вместе со списком публикаций необходимо указывать место, где  можно взять то или иное издание. В этой связи необходимо обратить внимание на изменение функции школьной библиотеки, которая должна быть, не только хорошо оснащена учебниками, научно-популярной литературой, журналами и т.д., но и иметь компьютеры с выходом в Интернет, медиаресурсы и, конечно, комфортный читальный зал.

Овладение навыками самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации включает в себя умение читать и умение вести записи. Организуя самостоятельную работу школьников с различными источниками информации, необходимо настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Учащихся профильных классов нужно учить грамотно составлять тезисы, аннотации, конспекты, формулировать основные идеи, классифицировать и обобщать собранные факты.

Написание и защита рефератов способствуют существенному расширению и углублению знаний школьников, формируют навыки информационного поиска, способствуют развитию самостоятельности мышления обучаемого. Рефераты учащихся профильных классов, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на уроках. Рефераты, выполняемые учащимися профильных 10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. При выполнении этих работ школьники приобретают навыки исследовательской культуры и начинают проявлять интерес к творчеству.

        Семинары еще одна форма работы на уроках в профильных классах. Они, как правило, организуются по темам, которые школьники могут разобрать самостоятельно с помощью дополнительной литературы (например, «Эволюционные теории в додарвиновский период», «Теории происхождения жизни»), либо когда требуется всесторонний разбор сложного материала с его последующим обсуждением и обобщением (например, «Эволюционные процессы в популяциях»). Как показывает  опыт, уроки-семинары позволяют активизировать самостоятельную работу учащихся над учебной и дополнительной литературой и таким образом побуждают их к более глубокому осмыслению и обогащению знаний по изучаемой теме.

        Особую роль на заключительном этапе обучения школьников в профильных классах приобретают активные формы семинара: диспуты, дискуссии, «круглые столы» и т.п. Они преследуют особую цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций школьников. Примерами семинаров-дискуссий являются семинарские занятия «Проблемы вида», «Закон Харди-Вайнберга», проводимые в 11-х классах.

        Лабораторно-практические занятия - важная форма урочной работы в профильных классах. Лабораторные и практические занятия проводятся нами при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий в ходе данной работы. При выполнении заданий лабораторной работы учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а по мере необходимости - консультироваться с учителем. По возможности, учащиеся должны сделать выводы по работе, ответить на ряд вопросов, носящих чаще всего проблемный характер, оценить погрешность результатов. Часто та или иная проблема ставится  непосредственно перед выполнением практической работы. Например, при выполнении работы: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания.»,учащимся даны задания 3. Какие у планктонных организмов есть приспособления к жизни в толще воды?

4. Разные группы животных, освоивших сушу, имеют сходные адаптации для существования в условиях пониженной влажности. Составьте схему классификации таких адаптации.

На эти вопросы они должны найти ответы.

Одной из характерных особенностей воспитательно-образовательного процесса в условиях профилизации является, как показывает наш практический опыт, наличие тесной связи учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто в классах биологического прфиля внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей. Следует отметить, что во всех профильных классах внеурочная и урочная работа выступают  как равноправные стороны единого воспитательно-образовательного процесса. Остановимся лишь на основных формах внеурочной деятельности школьников.

Научно-исследовательская деятельность позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать каждому школьнику хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя - создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе получения школьного образования (10-11-е классы), когда у них формируется теоретическое мышление. Главное внимание на заседаниях научного общества учащихся (Малая академия наук),  действующего в школе на  протяжении 5 лет, уделяется изучению важнейших методов научного познания, знакомству с методами математического и имитационного моделирования, методиками обработки экспериментальных данных.

Школьные научно-практические конференции, являющиеся итогом многомесячной исследовательской, творческой деятельности старшеклассников, осуществляемой под руководством учителей, научных работников, врачей и т.п. В их работе преимущественно принимают участие учащиеся 10-11-х классов, а также некоторые школьники из предпрофильных  9-х классов. На конференцию выносятся лучшие работы, выполненные по результатам деятельности старшеклассников в учебно-исследовательских проектах. Подготовка к конференции осуществляется  в рамках деятельности НОУ школы. Авторы лучших работ награждаются дипломами разной степени, и им дается рекомендация для участия в конференциях более высокого ранга.

         Предметные олимпиады – это соревнование школьников по различным дисциплинам. Для учащихся профильных классов они, прежде всего, являются состязанием по профильным предметам. Они занимают среди всех форм из методов внеурочной деятельности школьников, осуществляемой в условиях профильного обучения, особое место. Олимпиады «работают» на обеспечение выбора дальнейшего жизненного пути старшеклассника, развивают индивидуальные особенности личности школьника, то есть по большому счету способствуют реализации целей профильного обучения. Главная задача олимпиад заключается в повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых учеников. Олимпиады, как показывает  опыт, позволяют учащимся, да и учителям, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Следует отметить, что даже школьникам, изучающим биологию в качестве профильной дисциплины, для успешного выступления на олимпиаде требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Это объясняется тем, что участникам олимпиад предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения того или иного предмета. К тому же на олимпиадах предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п. Олимпиады по биологии и другим естественнонаучным дисциплинам требуют от школьников умений работать с оборудованием, осуществлять эксперимент и т.д. Все это необходимо для успешного выступления в практических турах олимпиады.

         Подготовка школьников к олимпиадам осуществляется в основном под руководством учителей. Эта работа начинается нами с отбора школьников для участия в городской олимпиаде. С этой целью в октябре проводится школьная олимпиада. Для ее проведения задания разрабатываются методическим объединением учителей  с учетом многолетней практики участия школьников в городских и областных олимпиадах и требований, предъявляемых к их участникам. Тексты школьной олимпиады содержат вопросы и задачи различных типов и уровней сложности: от «утешительных» до сложных, играющих заметную роль в отборе участников будущей городской олимпиады. После определения победителей школьной олимпиады мы начинаем работу по их подготовке к городскому туру олимпиады.

           Подготовка к районной олимпиаде требует разработки индивидуальной программы для каждого ее участника, которая учитывает степень владения каждым из них теоретическим материалом различных разделов школьного курса, уровень сформированности у них познавательной самостоятельности, особенности мышления каждого школьника и другие факторы. После подготовки программ начинается последовательная их реализация. Отрабатываются все разделы школьного курса физики (или других предметов). Безусловно, работа по подготовке школьников к олимпиаде, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых учителем. Она предполагает огромную самостоятельную работу учащихся с разнообразной дополнительной литературой. Победители городских предметных олимпиад готовятся к участию в областных олимпиадах. Порядок подготовки к этому более серьезному испытанию интеллектуальных и морально-волевых качеств старшеклассников остается примерно таким же, как и на подготовительном этапе перед городской олимпиадой, но задания теоретического и практического характера, рассматриваемые при этом, являются, как правило, более сложными.

Необходимо сохранить в старшей школе общеобразовательные классы, дающие право получить общее образование тем выпускникам, кто на момент окончания девятого класса еще не определился с дальнейшей профилизацией.

Уровни знаний обучающихся должны хотя бы отдаленно соответствовать друг другу, иначе занятия превратятся в тоскливые попытки преподавателя преодолеть данный разрыв в знаниях.



 

Анализ

по преподаванию профильного предмета биологии в 10 «А»

классе (химико-биологический профиль)

 

   На основании нормативных документов, методических рекомендаций было составлено календарно-тематическое планирование на 2008-2009 учебный год. Исходя из утвержденного перечня программ и учебников, реализовывалась «Программа  по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (Профильный уровень)», авторы программы: О.В.Саблина и Г.М.Дымшиц. Учебник : В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сонин «Общая биология 10-11» На преподавание предмета отводилось 105 часов.

    На протяжении учебного года в соответствии с программными требованиями учащиеся должны были усвоить и знать ;

-основные положения биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности);

- сущность законов Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости;

- закономерностей изменчивости, сцепленного наследования, наследования сцепленного с полом взаимодействия генов и их цитологических основ;

- правил доминирования Г.Менделя, принципов репликации, транскрипции и трансляции, гипотезы чистоты гамет;

- имена великих ученых и их вклад в формирование современной   естественно-научной картины мира;

- строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение), генов, хромосом, женских и мужских гамет, вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов;

- сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов.

      

  В течение учебного года программа была успешно выполнена. По завершению прохождения профильного  курса биологии в 10 классе учащиеся умеют объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние мутагенов на организм человека, возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.

Учащиеся научились  решать биологические задачи разной сложности,   составлять схемы скрещивания,   описывать микропрепараты клеток растений и животных, сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,), процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания, фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, внешнее и внутреннее оплодотворение) и делать выводы на основе сравнения.

В результате подготовки проектных работ, рефератов и сообщений они освоили навык самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях.

   В течение учебного года учащиеся 10 «А» класса принимали участие в школьной биологической олимпиаде (4 человека), Шепилова Е. в районной. Трое учеников этого класса работали над исследовательскими проектами в школьной малой академии наук.

 

 

  

 

 
 

 


 

Справка

о работе профильных классов в 2008-2009 учебном году.

 

  В 2007-2008 учебном году  на основе диагностических исследований были выявлены профессиональные потребности старших школьников, уровень сформированности интересов и склонностей, определена их готовность к выбранному уровню обучения.

   С учащимися 9 «Б» класса был проведен информационный классный час, на котором их познакомили с возможными профилями обучения и профильными предметами, правилами выбора того или иного профиля. По этому вопросу было организовано родительское собрание, а так же анкетирование как учащихся так и их родителей. В конце учебного года проводились психолого-диагностические исследования, включающие анкетирование по выявлению интересов, склонностей, профессиональному самоопределению, тесты на определение предпочитаемого типа профессии (методика ДДО Е.А.Климова). Кроме этого была создана презентация по биологическому профилю с подробным описанием разделов и тем предлагаемых для изучения. Эта презентация была представлена учащимся и их родителям на общешкольном собрании.

     Благодаря проведенной работе выбор школьниками агро-технологичес-

кого профиля  был осознанным и сформировался стабильный классный коллектив связанный общими целями, интересами и стремлениями. Свою будущую профессиональную деятельность школьники связывают со следующими сферами деятельности: организация и экономика сельскохозяйственного производства, агрономия, ветеринария, ландшафтный дизайн, производственная экология.

      В течении 2008-2009 учебного года так же проводилось анкетирование учащихся и их родителей и родительское собрание с участием администрации школы на предмет выявления проблем возникших при обучении в профильном классе. Обследование показало что дети в своем выборе не разочаровались и готовы продолжать обучение в этом направлении в 11 классе.  

  Большое внимание уделяется предмету биологии на изучение которой отводится 3 часа основного времени и 1 час элективного курса в10 «Б» классе и 3 часа в 10 «А» классе (химико-биологический профиль)

Занятия проводятся по программе: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина Программа по биологии   для 10- 11 классов общеобразовательных учреждений. Используется учебник:  В.Б.Захаров «Общая биология» 10- 11 класс. В качестве дополнительных источников информации рекомендуются: А.О.Рувинский «Общая биология», А.Рекс, Н.Стаут «Основы биологии».

        На уроках применяются  элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовательской работы школьников, экспериментальные задания и др.                                                                                                 Для обеспечения активной позиции учащегося на уроке используются проблемные лекции, построенные в форме эвристических бесед. Они стали важной формой изложения нового материала на уроке Насыщая беседу новым фактическим материалом, предлагая учащимся наводящие вопросы, создаются предпосылки к самостоятельному формулированию выводов, правил, закономерностей.

Применение технологии развития критического мышления способствует    постоянному включению учащихся в работу. Они спорят, приводят интересные примеры, рассказывают о прочитанном, делают самостоятельные выводы, то есть проявляют высокую активность.

     Таким образом, система форм и методов учебной работы в профильных классах направлена, прежде всего, на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей.

    Успеваемость, усвоение учащимися учебного материала постоянно контролировались учителем и администрацией школы. В течение учебного года в этих классах проведено по 5 контрольных работ. Четыре из них в тестовой форме.

  Результаты этих работ:

контрольная работа «Сущность жизни и свойства живого»

10 «А»

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

6

12

2

-

100%

90%

 

10 «Б»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

1

10

9

-

100%

55%

 

 

        контрольное тестирование по химическому составу клетки,

    результаты тестирования:

10 «А»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

2

20

5

-

100%

74%

 

10 «Б»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

-

8

11

-

100%

42%

 

Тестирование «Строение клетки»

      10 «А»

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

3

16

8

-

100%

70,3%

 

10 «Б»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

2

11

3

-

100%

81%

 

Тестирование по теме «Основы цитологии»

      10 «А»

 

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

2

10

13

-

100%

48%

 

10 «Б»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

-

6

12

-

100%

50%

 

Основные закономерности наследственности и изменчивости

10 «А»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

7

7

10

-

100%

58%

 

10 «Б»

«5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

4

9

6

-

100%

68%

 

В декабре 2008 года организована зачетная неделя для учащихся профильных классов, поведено тестирование по материалу изученном в первом полугодии.

Итоги первого полугодия в основном совпадают с результатами проведения зачетной недели.

10 «А»

 

 «5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

Тестирование

2

14

5

-

100%

75%

Первое полугодие

9

14

5

-

100%

82%

 

10 «Б»

 

 «5»

«4»

«3»

«2»

Усп.

Кач.

Тестирование

-

12

7

-

100%

64%

Первое полугодие

3

9

8

-

100%

60%

 

 

   Налажена тесная связь учебной деятельности с внеурочной работой школьников. Часто внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование старшеклассников, развитие у них творческих способностей, подготовки учащихся к олимпиадам, подготовки ученических проектов, а также для пересдачи некоторыми учащимися зачетов, проводятся индивидуальные и групповые занятия по темам, вызвавшим у старшеклассников интерес.

   Учащиеся профильных классов активное участие принимают в исследовательской работе. В настоящее время начато обследование территории и окрестностей г. Бирюча с целью выявления участков почвы подвергающихся начальным формам водной эрозии с целью разработки предложений по устранению угрозы образования оврагов. Восемь человек работают над творческими проектами. Трое принимали участие в научно – практической конференции школьной академии. Проект учащейся 10 «Б» класса Жулиной Елены выдвинут на районную конференцию.

   Пять учеников из 10 «А» и 10 «Б» классов принимали участие в школьной,  а Шепилова Евгения в районной биологической олимпиаде.

 

 

        


 

 

 

Используются технологии uCoz