Сайт учителя химии и биологии  

Хаустова Михаила Ивановича

МОУ "СОШ г.Бирюча"
 

 

 

Домашняя
Опыт работы
Профильные
Кабинет химии
Уроки
Планирование уроков

Планирование

 уроков

по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

                             с использованием элементов технологии развития критического мышления.

 

Урок №1

Тема урока: Строение семян.

Цель урока: Познакомить учащихся со строением семян однодольных и двудольных растений, расширить их знания о значении семян в жизни растений, преимуществах семян перед спорами.

Оборудование: лупы, препаровальные иглы, замоченные семена фасоли и пшеницы.

Ход урока

I этап: «Вызов» (актуализация субъективного опыта).

Как вы думаете, из каких частей состоит растение. (заслушиваются ответы учащихся).

Вы в целом правильно назвали части растения. Сегодня мы с вами изучим строение семени. Ведь с семени начинается жизнь любого цветкового растения.

Что собой представляет семя? Пусть каждый из вас нарисует семя так как он его себе представляет. (Дети рисуют в тетрадях семена).

Давайте теперь начертим в тетрадях таблицу, которую вы уже не раз чертили. Озаглавим первую колонку «знаю»

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

Семена бывают разной величины.

Они имеют различную окраску.

Семена находятся в плодах. Семена покрыты оболочкой. В состав некоторых семян входит масло.

Семена служат пищей для птиц, животных и человека.

У каких растений самые крупные семена?

Почему семена иногда прорастают при их хранении?

Как долго можно хранить семена жизнеспособными?

Почему при посеве культурных растений не все семена прорастают.

Семя состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.

Зародыш состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей.

Семена имеют запас питательных веществ.

Семена бывают двудольные и однодольные.

Запас питательных веществ находится либо в зародыше, либо эндосперме

(Таблица после заполнения)

Давайте подумаем, что мы знаем о семенах и заполним первую графу «Знаю» (5-8 минут).

Теперь давайте обсудим ваши записи и решим следует ли их заполнить в таблицу на доске.

(Учащиеся зачитывают свои записи. Идет обсуждение каждого высказывания. В результате на доске записываются самые существенные и правильные ответы).

II этап: «Осмысливание».

Итак мы с вами установили, что семена имеют: различную величину и форму, различную окраску, в их состав входят некоторые вещества полезные человеку. Они служат пищей для птиц, животных и человека.

 

III этап: «Чтение с пометками».

Вам роздан текст, в котором содержится много интересных, неизвестных вам сведений о семенах. Прочитайте его и сделайте пометки как мы делали их на предыдущих уроках.

(В течение 10 минут учащиеся изучают текст).

Заполните третью полоску таблицы «Узнал новое».

(Учащиеся самостоятельно заполняют маркировочную таблицу в соответствии со сделанными в тексте пометками).

Давайте обсудим, что мы записали в тетрадях и заполним третью колонку на доске.

(проводится критическое обсуждение каждого высказывания, класс в целом решает заносить в таблицу на доске или нет. В результате появляются следующие записи (см. таблицу).

IV этап: «Выполнение лабораторной работы» (по инструктивной карточке).

Выводы: Как видите семя двудольных (фасоль) и однодольных (пшеница) отличаются. Кожура у двудольных легко отделяется, у однодольных околоплодник и семенная кожура плотно срослись друг с другом.

Чтобы вы хотели еще узнать   о семенах?

(заполняется вторая колонка).

Где это можно узнать?

Кто подготовит сообщение по этим вопросам?

(Дается инструкция где найти материал и как подготовить сообщение).

Давайте обобщим все что мы узнали нового. (Чертится логическая схема на доске и в тетрадях.)      

 
 
V этап: «Задание на дом»: отдельным учащимся дается задание найти в дополнительной литературе ответы на вопросы. Учащимся предлагается изучить параграф учебника и дополнить логическую схему.  

 

 

 

Урок №2

Тема урока: Виды корней и типы корневых систем.

Цель урока: Посредством интерактивного включения учащихся в учебный процесс сформировать у них знания о видах корней и типах корневых систем, умение на натуральных объектах распознать типы корневых систем, познакомиться с функциями корня, продолжить формирование делать выводы на основании результатов лабораторной работы.

Оборудование: растения с живыми корневыми системами, гербарные экземпляры растений, таблица «Строение корня растения».

Ход урока

I. Проверка знаний учащихся о строении семян однодольных и двудольных растений (Индивидуальный и фронтальный опрос учащихся, работа с дидактическими карточками.)

II. Изучение нового материала.

Актуализация субъективного опыта.

Беседа по вопросам:

Мы с вами изучили семена.

Где они располагаются у цветкового растения? (Обсуждение).

2. На чем расположены плоды?

Вопрос не сложный они расположены  на ветвях стеблей или на самих стеблях.

3. А что нужно еще растению чтобы ??? но развивались стебель, листья, формировались семена

Какой орган есть у большинства цветковых растений?

(Обсуждение проблемы).

Вывод: У каждого растения есть корень.

Нарисуйте в тетрадях корень, как вы его себе представляете.

Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о корне.

Нарисуйте в тетрадях таблицу.

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал новое»

Левую колонку озаглавьте «Знаю». Запишите все, что вы знаете о корнях растений. Обменяйтесь мнениями о записанном с соседом.

Обсуждение записанного с классом и заполнение аналогичной графы на доске.

II  этап:«Осмысление».

Составляется схема того, что записали учащиеся в тетрадях.

Как мы можем классифицировать корни и особенности их строения?

 

Подпись: Толстые

 

 

                   

 

III этап: «Чтение с пометками».

1. Учащимся предлагается познакомится с текстом.

2. После ознакомления с текстом учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнал новое».

Обсуждение записей и сведение их в единую колонку на доске.

IV этап: «Рефлексия».

Исходя из полученной информации составляется вторая логическая таблица.

 

 

 

 

 

 

  

 

3. Выполнение лабораторной работы:

а) отберите растения со стержневой корневой системой;

б) отберите растения с мочковатой корневой системой;

в) по строению корневой системы определите какие растения однодольные, какие двудольные.

Как видите вторая схема отличается от первой. Где мы ошиблись в первой схеме?

В чем причина наших ошибок?

Вывод: В первой схеме мы придали значение несущественным признакам.

Чтобы правильно составить логическую схему нам недоставало знаний, которые получили при изучении текста и беседы.

Что бы вы еще хотели изучать о корнях. (Заполняется вторая графа).

(Окончательно заполняется таблица).

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал новое»

1. Корни имеют все цветковые растения.

2. Корни находятся в земле.

3. Корни бывают длинные и короткие, толстые и тонкие.

1.От чего зависит длина корня?

2. У каких растений самые длинные корни?

3. Влияет ли размер корневой системы на развитие растений?

4. Все ли цветковые растения имеют корень? 

1. Корни служат для закрепления растения в земле и всасывания питательных веществ.

2. Корни образуют системы: стержневую и мочковатую.

3. Корни развиваются из  зародышевого корешка.

4. Корни бывают главные, придаточные и боковые.

V этап: «Задание на дом».

Как видите вопросов возникло много. Ответы на них можно найти в дополнительной литературе. Кто может подготовить сообщение на следующий урок? На остальные вопросы мы ответим на последующих уроках.

 
 

3. Выполнение лабораторной работы:

а) отберите растения со стержневой корневой системой;

б) отберите растения с мочковатой корневой системой;

в) по строению корневой системы определите какие растения однодольные, какие двудольные.

Как видите вторая схема отличается от первой. Где мы ошиблись в первой схеме?

В чем причина наших ошибок?

Вывод: В первой схеме мы придали значение несущественным признакам.

Чтобы правильно составить логическую схему нам недоставало знаний, которые получили при изучении текста и беседы.

Что бы вы еще хотели изучать о корнях. (Заполняется вторая графа).

(Окончательно заполняется таблица).

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал новое»

1. Корни имеют все цветковые растения.

2. Корни находятся в земле.

3. Корни бывают длинные и короткие, толстые и тонкие.

1.От чего зависит длина корня?

2. У каких растений самые длинные корни?

3. Влияет ли размер корневой системы на развитие растений?

4. Все ли цветковые растения имеют корень? 

1. Корни служат для закрепления растения в земле и всасывания питательных веществ.

2. Корни образуют системы: стержневую и мочковатую.

3. Корни развиваются из  зародышевого корешка.

4. Корни бывают главные, придаточные и боковые.

V этап: «Задание на дом».

Как видите вопросов возникло много. Ответы на них можно найти в дополнительной литературе. Кто может подготовить сообщение на следующий урок? На остальные вопросы мы ответим на последующих уроках.

 

Урок № 3

Тема урока: Зоны корня.

Цель урока: Продолжить знакомство учащихся со строением корня, сформировать понятие «зоны корня», раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией, продолжить формирование понятия ткани и показать на конкретных примерах зон корня определенные виды тканей.

Оборудование: Таблица «Зоны корня», микропрепараты корня, микроскоп.

Ход урока

I. Проверка знаний и умений учащихся.

1. Информация учащихся по вопросам возникшим на предыдущем уроке.

а) от чего зависит длина корня?

б) у каких растений самые длинные корни?

в) влияет ли размер корневой системы на развитие растения ?

 2. Проверка знаний о функциях корня, видах корней и типах корневых систем. (Фронтальный опрос)

3. Воспроизведение на доске и разбор логической схемы «Корни».

II. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: На всем ли протяжении корень имеет одинаковое строение?

(Обсуждение проблемы).

Выводы: корень на разных участках имеет различное строение.

Беседа по вопросу: Почему на разных участках корень имеет разное строение?

Корневой чехлик, зоны деления и растяжения, корневые волоски, зона всасывания (Рассказ учителя с демонстрацией таблицы).

Вместе с учащимися формулируется вывод:

Зоны корня имеют различное строение, они образованы различными тканями (покровная, образовательная, всасывающая) и выполняют различные функции.

Выполнение лабораторной работы «Корневой чехлик и корневые волоски» по инструктивной карточке на стр. 94 учебника.

Зона проведения. (Самостоятельная работа с учебником).

III. Закрепление изученного материала.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу

Зона корня

Какой тканью образован?

Какую функцию выполняет?

 

 

 

 

IV. Задание на дом: прочитайте параграф 20 и попытайтесь ответить на вопросы:

1. Верблюжья колючка добывает воду на глубине до 20 метров. Как вы думаете, какая зона является преобладающей у этого растения?

2. Почему при чрезмерно обильном поливе растение развивается хуже и может даже погибнуть?

Урок № 4

Тема урока: Видоизменения корней.

Цель урока: Сформировать понятие о видоизменениях корней, рассматривая это явление как результат приспособления к условиям существования.

Ход урока

Урок начинается с фронтального опроса учащихся по вопросам: Какие участки можно различить рассматривая молодой корень? Каково значение корневого чехлика? Где располагается зона деления клеток? Что такое корневые волоски и какие функции они выполняют?

Далее разбираются проблемные вопросы заданные на дом.

Изучение нового материала начинается с этапа «Вызов». На этом этапе осуществляется актуализация субъективного опыта.

Учащимся предлагается нарисовать в тетрадях корни двух – трех различных растений.

Предлагается рассмотреть эти рисунки и отметить чем эти корни отличаются друг от друга.

В тетрадях учащиеся чертят маркировочную таблицу.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

Корни бывают толстые и тонкие, длинные и короткие, ветвящиеся. Некоторые имеют много корневых волосков.

 Корни глубоко могут залегать в земле ???

У какого растения самый длинный корень?

Могут ли корни жить без почвы?

Если карликовую березу посадить в нашей местности, как будут расти корни?

Существуют видоизмененные корни: запасающие (корнеплоды, корневые клубни, прищепки, воздушные, дыхательные). Длина корня зависит от глубины залегания воды.

 

Аналогичная таблица чертится учителем на доске. Учащиеся заполняют графу «Знаю». После этого их записи при обсуждении всего класса попадают на доску. Несущественные сведения отбрасываются в процессе критического обсуждения классом.

II этап: «Осмысление».

III этап: «Чтение». Задание классу: Прочитайте текст учебника, карандашом аккуратно сделайте пометки уже известными нам знаками – что вам известно, что для вас новое, о чем бы вы хотели узнать подробнее.

IV этап: «Осмысление». То что учащиеся считают для себя ранее неизвестным, новым кратко записывают в графу «Узнал новое».

После этого заполняется таблица на доске (с участием класса). Заносить или нет данный факт в графу на доске решается большинством голосов.

В тетрадях записывается вывод о многообразии видоизменений корней.

V этап6 «Домашнее задание». Параграф 21. Найти в дополнительной литературе ответы на возникшие у вас вопросы. 

 

Урок № 5

Тема урока: Побег и почки.

Цель урока: Сформировать понятие о побеге и почке, о строении вегетативных и генеративных почек, прививать умение по распознаванию особенностей строения почек.

Ход урока

I. Проверка знаний учащихся по теме «Видоизменение корней» (фронтальный опрос учащихся).

Сообщения учащихся по вопросам возникшим на последнем уроке.

II. Изучение нового материала.

Этап: «Вызов» (актуализация субъективного опыта)

Что такое побег? Как его себе представляете?

Что остается на стебле когда опадают листья?

Вывод: Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Нарисуйте в тетрадях побег как вы его себе представляете.

Что вы знаете о побеге?

Подумайте, обменяйтесь мнениями с соседом.

Начертите в тетрадях таблицу.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

Побег – часть растения.

Побеги бывают длинные и короткие.

Побеги бывают прямые и ветвистые.

Побег растет в длину и толщину

Почему почки не погибают зимой от морозов?

Почему у некоторых растений генеративные почки распускаются раньше вегетативных?

Как будет развиваться растение если срезать «верхушечную» почку?

Почему некоторые почки покрыты пухом?

Месторасположение: очередное, супротивное, мутовчатое.

Участок стебля на котором располагается лист – узел, расстояние между узлами – междоузлия.

Почки – верхушечные, ??, придоточные.

Почки – генеративные, вегетативные.

Почка состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, зачаточных почек.

Генератичная почка - зачаточный бутон.

Сверху почки покрыта чешуями.

 

Промаркируйте эту таблицу. И то что вы знаете о побеге запишите в графу «Знаю».

(После записи в тетрадях)

Этап: «Осмысление».

Давайте заполним графу на доске.

Из всего записанного вами на доску давайте занесем самое главное. (Обсуждение)

Этап: «Чтение с пометками».

Сейчас вам будет роздан текст, вы с ним ознакомитесь и сделаете пометки «Знаю», «Узнал новое», «Хочу узнать».

(После изучения текста)

Давайте заполним графу «Узнал новое». Наиболее важную информацию перенесите на доску.

Давайте с вами более внимательно познакомимся с почками.

Выполнение лабораторной работы «Строение почки. Расположение почки на стебле».

В ходе выполнения работы учащиеся рассматривают побеги разных растений, определяют как расположены почки на стебле, зарисовывают их расположение.

Рассматривают внешнее строение. Разрезав вдоль вегетативную почку, рассматривают ее под лупой.

Пользуясь рисунком находят чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус.

Зарисовывают и подписывают ее части.

Аналогично рассматривают генеративную почку. Делают сравнение.

После выполнения лабораторной работы дополняется графа «Узнал новое».

Перенеся записи учащихся на доску, составляется логическая схема.

Что бы вы еще хотели узнать о стебле. (Вопросы учащихся заносятся в графу «Хочу узнать»). (Заполняется графа «Хочу узнать»).

Задание на дом: изучить параграф 22. Определяются учащиеся которые найдут ответы на поставленные вопросы. 

 

Урок № 6.

Тема урока: Внешнее строение листа.

Цель урока: Познакомить учащихся с видоизменением листьев как результатом приспособления к условиям обитания.

Оборудование: Таблицы: «Лист», «Листорасположение».

Ход урока.

I. Проверка знаний о побегах и почках.

Фронтальная беседа.

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

2. Как различают почки?

3. Как почки располагаются на побегах?

4. Чем отличаются вегетативная почка от генеративной?

II. Изучение нового материала.

Этап: «Вызов» (актуализация субъективного опыта).

Учащимся предлагается нарисовать в тетрадях лист растения.

Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о листе.

Нарисуйте в тетрадях таблицу с тремя колонками.

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал новое»

 

 

 

 

(Аналогичная таблица чертится на доске)

Запишите в правой колонке все, что вы знаете о листе растения. Каждый может обменяться мнением с сидящим рядом и дополнить свои записи.

Наиболее существенная информация, записанная учащимися при всеобщем согласии переносится на доску.

Этап: «Осмысление».

Из записей учащихся на доске записывается структурно – логическая схема.

Этап: «Чтение с пометками».

Каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки «З» - знаю, если узнал что-то новое для себя то ставится знак «Н», если материал или факт заинтересовал ученика и он хочет узнать об этом больше, то ставится знак «?».

После изучения текста предлагается самостоятельно заполнить вторую и третью колонки маркировочной таблицы.

Совместно с учащимися заполняется колонка таблицы на доске «Узнал новое».

(Выделяется наиболее основное, что определяют сами учащиеся).

Составляется логическая схема.

Выполняется лабораторная работа: «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение».

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария.

Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Этап: «Рефлексия».

Составленная нами схема не совсем полна.

Как бы вы могли ее дополнить?

(Учащиеся дополняют составленную таблицу)

В процессе изучения темы у учащихся возникли дополнительные вопросы которые занесены в графу «Хочу узнать».

Этап: «Домашнее задание».

Отдельным учащимся предлагается найти ответы на возникшие вопросы и сделать краткую информацию на следующем уроке. Изучить параграф 23.

 

Урок № 7

Тема урока: Клеточное строение листа.

Цель урока: познакомить учащихся с клеточным строением листа, установить связь между особенностями строения клеток с выполняемыми ими функциями.

Оборудование: Таблица «Внутреннее строение листа», микропрепараты листов, микроскоп.

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся о строении растительной клетки, видах растительных тканей, об основных функциях листа. (Фронтальная беседа).

2. Строение кожицы листа и ее функции. Строение и роль устьиц. (Объяснение с использование таблицы и рис. 83 учебника).

3. Лабораторная работа: «Строение кожицы листа».

1) Возьмите кусочек листа пеларгонии? Надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Поместите его в каплю воды на предметном стекле, расправьте и накройте покровным стеклом.

Рассмотрите под микроскопом.

2) Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?

3) Найдите устьичные клетки. Чем устьичные клетки отличаются от клеток кожицы лука?

4) Зарисуйте кожицу под микроскопом. Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте подписи к рисункам.

5) Сделайте вывод о значении кожицы листа.

4. Строение мякоти листа. Строение проводящих пучков. (Объяснение с использование таблицы и рис. 84 учебника).

Лабораторная работа: «Клеточное строение листа».

1) Изучите готовые микропрепараты среза листа. Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

2) Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?

3) Найдите межклетники. Каково их значение?

4) Найдите проводящие пучки. Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.

5) Зарисуйте поперечный срез листа и подпишите все его части.

2. Закрепление изученного материала о клеточном строении листа.

Отработка основных понятий в ходе фронтальной беседы по вопросам.

1. Какие клетки образуют листовую пластинку?

2. Какое значение имеет кожица листа?

3. Что такое устьицы и где они расположены?

4. Какое строение имеют клетки мякоти листа?

5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов?

6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

Подведение итогов урока.

Задание на дом: изучение параграфа 24, выполнить задание в конце параграфа. 

Урок № 8

Тема урока: Закрепление знаний по теме «Лист».

Цель урока: Совершенствовать развитие учебно – познавательной деятельности на всех этапах урока, при проверке ранее полученных знаний, усвоении, обобщении и систематизации новых знаний, включить школьников в решение познавательных задач, используя задания разного уровня сложности.

Оборудование: Таблицы: «Внешнее строение листа», «Внутреннее строение листа», «Развитие побега из почки», «Ветвление», «Покровная ткань листа», модель «Внутреннее строение листа», схема передвижения веществ в растении, комнатные растения, гербарные экземпляры.

Ход урока

Вступительное слово: Едва ли о другом органе растений столь долго существовали такие неполные и ложные представления как о листе. Ни один растительный орган не испытал на себе человеческой несправедливости в такой степени, в какой испытал это лист. В течение веков до конца ХIХ столетия человек упорно отказывался видеть в нем прямую пользу. Тогда как польза корня как органа питания, цветка и семени как органа размножения неоспоримо признана за ними с незапамятных времен, лист продолжал пользоваться легкомысленной славой пышного но бесполезного наряда.

А между тем лист так же как и корень необходим для питания растений, можно сказать, что в жизни листа выражается сама сущность растительной жизни, что растение – это лист».

I этап урока: «Повторение с использованием вопросов».

1. Что такое побег?

2. Какие виды расположения почек на побеге вы знаете?

3. Какие различают почки?

4. Как почки располагаются на побегах?

5. Какое строение имеют вегетативные и генеративные почки? Чем они отличаются друг от друга?

6. Как доказать, что стебель растения растет верхушкой?

7. Как прекратить рост стебля в высоту и вызвать образование боковых побегов?

8. Каково внешнее строение листа? Какие листья называются простыми и сложными? Каковы типы сложных листьев?

9. Чем однодольные растения по жилкованию, отличаются от двудольных? Свяжите этот признак с типом корневой системы.

По итогам опроса выстанавливается оценка в рейтинговый лист.

II этап урока: «Групповая работа».

I группа

Составить характеристику листьев комнатного растения

II группа

Составить характеристику древестного растения

III группа

Составить характеристику дикорастущего травянистого растения.

План характеристики.

1. Название растения.

2. Черешковый лист или ???.

3. Простой или сложный (название сложного листа).

4. Форма листовой пластинки.

5. Край листовой пластинки.

6. Жилкование.

7. Листорасположение.

О результатах работы отчитывается представитель от каждой группы. Баллы представляются в рейтинговый лист.

III этап урока: Фронтальная беседа по теме «Внутреннее строение листа» с использованием следующих вопросов:

Каково строение и значение кожицы? Из чего состоит мякоть листа? Что такое межклетники, каково их значение? В каких клетках больше хлоропластов? Какое значение имеют устьица? Как они действуют? Из чего состоит жилка листа? Какие вы знаете ткани листа?

(Выставляются баллы в рейтинговый лист).

IV этап: «Работа по группам с микроскопами».

I  группа – с микропрепаратом кожицы лука;

II группа – покровная ткань листа;

III группа – внутреннее строение листа камелии.

Учащиеся определяют названия микропрепаратов.

(Выставляется оценка)

V этап урока. Приводится высказывание К.А. Тимирязева, который говорил о том, что, если самому лучшему повару дать сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросить, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений (учащиеся дают формулировку процесса фотосинтеза и рассказывают по схеме о передвижении веществ в растении).

VI этап урока. Учащиеся распределяются по группам задания разного уровня сложности, которые содержат обязательную и дополнительную части.

Обязательная часть.

1. Чем листья однодольных растений по жилкованию отличаются от двудольных? Установите взаимосвязь между жилкованием и типом корневой системы.

2. Почему осенью листья изменяют окраску? Чем это вызвано?

Дополнительная часть.

1. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

2. Выдающийся русский ученый К.А. Тимирязев назвал растение посредником между Землей и космосом.

В чем заключается космическая роль земных растений?

(После окончания работы представители каждой группы отвечают на вопросы задания. Проставляются оценки в рейтинговый лист).

Подводя итоги урока: учащиеся формулируют общий вывод: лист – жизненно необходимый орган растения; он имеет сложное строение, в нем осуществляется процесс фотосинтеза, в результате которого образуются органические вещества, накапливается энергия Солнца, поглощается углекислый газ и выделяется кислород необходимый для дыхания всем живым организмам на Земле.

 

Урок №9

Тема урока: Строение стебля.

Цель урока: На основе актуализации знаний о строении побега показать роль стебля в жизни растения; познакомить учащихся с внешним  и внутренним строением стебля; установить взаимосвязь особенностей строения стебля с выполняемыми им функциями.

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся.

(Беседа на тему: «Какие органы растения вы уже изучили и какое строение они имеют.)

Сегодня мы изучим еще один очень важный орган растения – стебель.

Записывается тема урока.

Этап: «Вызов»

(актуализация субъективного опыта)

1. Нарисуйте в тетрадях стебель растения как вы его себе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все что вы знаете о стебле.

3. Обменяйтесь своими знаниями с группой, в которой работаете.

Начертите в тетрадях таблицу с тремя колонками.

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал»

 

 

 

 

В левой колонке таблицы запишите все что вы знаете о стебле.

Обсуждаются записи учащихся в тетрадях. Правильные и наиболее важные сведения записываются в таблице на доску.

        Этап: «Осмысление»                                      

   

Учитель задает вопрос: Что бы вы хотели узнать о стебле нового? (Заполняется вторая колонка. Часть вопросов помогает сформулировать учитель.)

На некоторые вопросы мы можем найти ответ сейчас.

1-ый вопрос: Для чего нужен стебель растению?

Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос.

После знакомства с параграфом учебника и обсуждения записывается в тетрадях:

Стебель, его функции.

1. Провод питательных веществ.

2. Выносит листья к свету.

3. В стебле запасаются питательные вещества.

2-ой вопрос: Какие бывают стебли?

Учащиеся сами перечисляют формы стеблей в зависимости от условий обитания и видового многообразия.

На другие вопросы, ответов на которые нет в учебнике предлагается найти ответы в дополнительной литературе.

Что вы узнали нового о стебле. Записывается в колонку «Узнал новое».

После краткого обсуждения эти сведения заносятся в третью колонку «Узнал новое».

Рассматривается следующий вопрос: «Как устроен стебель?».

(Рассказ о строении стебля с использованием таблиц.)

Все новое, что узнали учащиеся о строении стебля заносится в графу «Узнал новое».

Давайте все, что мы узнали нового найдем на живых растениях.

(Выполнение практической работы)

Подведение итогов урока.

Задание на дом: параграф 26, найти ответы на вопросы, возникшие на уроке.

Урок № 10.

Тема урока: Строение цветка.

Цель урока: Сформировать у учащихся знания о цветке, как органе семенного размножения покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинок, на основе установления сходства в строении цветков различных растений подвести учащихся к выводу о родстве покрытосеменных растений.

Оборудование: таблица «Разнообразие цветков», «Строение цветка», макет цветка.

Ход урока

I этап: «Актуализация субъективного опыта».

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами изучим один из самых важных и красивых органов растения – цветок. Великий ученый Ч. Дарвин впервые выявил роль красоты в природе. И несомненно, цветки принадлежат к самым красивым и совершенным созданиям природы.

Пусть каждый из вас нарисует в тетради цветок как он его представляет и помнит.

(Дети рисуют цветки в тетрадях).

А теперь внимательно рассмотрите рисунок и вспомните все, что вы знаете о цветке.

Начертите в тетрадях таблицу.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

 

 

 

 

И в графе «Знаю» запишите кратко все, что вы вспомнили о цветке.

(Аналогичная таблица чертится на доске).

Давайте обсудим то, что вы записали в тетрадях и наиболее важное, затем в соответствующую графу таблицы на доске.

Видите как много вы знаете о цветках.

II этап: «Осмысление».

Давайте классифицируем то, что мы знаем.

(Составляется на доске логическая схема.)

III этап: «Чтение с пометками».

Каждому из вас выдан текст, в котором изложены сведения о цветке.

Познакомьтесь с ним и по ходу чтения делайте пометки – «знаю», «это для меня новое», «об этом хочу узнать больше».

(Учащиеся в течение 10 минут знакомятся с текстом и делают пометки).

Далее выполняется лабораторная работа «Строение цветка» на стр. 128 учебника.

После знакомства с текстом и выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют графу таблицы «Узнал новое».

Данные из тетрадей учеников переносятся на доску в соответствующую графу (с коллективного согласия учащихся записывается самое главное).

Найдите в графе «Знаю» в тетрадях ошибочные суждения или мнения и аккуратно зачеркните их.

Давайте составим логическую схему из того, что мы знали раньше о цветке и того нового, что узнали на уроке.

Сравните схему, которую мы составили в начале урока с окончательной схемой. Как видите наши знания значительно дополнились. Но все ли мы узнали о цветках?

Что бы вы хотели узнать дополнительного запишите во вторую колонку «Хочу узнать».

(Так выглядит таблица на доске  после окончательного заполнения).

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

Цветки имеют деревья, кустарники, травы.

Цветки имеют различную форму и размеры.

Цветки имеют различную окраску.

Внутри находятся тычинки и пестики.

Из цветков образуются плоды и семена.

1. Почему некоторые цветки пахнут только вечером и ночью?

2. Почему цветки некоторых растений движутся вслед за солнцем?

3. Почему комнатные растения цветут не только летом, но и зимой?

4. Что надо делать, чтобы цветки в букете долго не увядали?.

Цветок – видоизменяемый, укороченный побег.

Цветок состоит из цветоножки, цветолона, околоцветника: простой - лепестки, сложный – лепестки и чашелистики.

Цветки бывают правильные (симметричные) и неправильные.

Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи (внутри семязачаток).

Цветки бывают обоеполые и раздельнополые, однодомные и двудомные.

Строение цветка можно представить в виде формулы

 

IV этап: «Рефлексия».

1. Как вы думаете, почему цветки разных видов растений опыляют разные насекомые?

2. Если в период цветения садов стоит сырая, холодная погода, урожайность резко снижается. Почему?

V этап: «Задание на дом». Изучить параграф 28 учебника. Найти ответы на возникшие у вас вопросы.

 

Урок № 11

Тема урока: Соцветие.

Цель урока: Познакомить учащихся с наиболее распространенными типами соцветий и показать их биологическое значение.

Оборудование: Таблица «Соцветия», гербарий, дидактические карточки.

Ход урока

I. Проверка знаний учащихся.

1. Проверка знаний об особенностях строения и биологического значения цветков.

(Индивидуальный опрос с использованием таблиц, дидактических карточек, гербарных экземпляров).

2. Проверка умения правильно записывать формулы цветков (Упражнения в написании формул различных  цветков).

а) цветок правильный, чашелистиков 5, лепестков 5, тычинок много, пестик 1. Напишите формулу цветка.

б) Опишите цветок имеющий формулу

Ч(5) Л(5) Т5 П.

II. Изучение нового материала.

1. Соцветие. Типы соцветий (Объяснение с использование рис. 103 учебника).

2. Биологическое значение соцветий (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника).

Обсуждение. Запись выводов в тетрадях.

Биологическая роль соцветий: мелкие, невзрачные цветки собранные вместе.

а) становятся заметными;

б) дают наибольшее количество пыльцы;

в) лучше привлекают насекомых.

3. Выполнение лабораторной работы «Соцветия» по плану:

1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

2. Определите, как расположены цветки на цветоножном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выясните, как называют эти соцветия.

3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия.

III. Закрепление изученного материала.

Беседа по вопросам:

1. Что называется соцветием?

2. Какие виды соцветий вам известны?

3. Какое биологическое значение имеют соцветия?

 IV. Задание на дом. Изучить параграф 29. 

 

Урок № 12

Тема урока: Плоды.

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием плодов; сформулировать вывод о родстве цветковых растений; Продолжить формирование умение работать с учебной литературой.

Оборудование: Таблица «Плоды», муляжи различных плодов.

Ход урока

I этап: «Актуализация субъективного опыта».

1. Задание учащимся: Нарисуйте в тетрадях плод растения как вы его себе представляете. Подпишите.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о плодах.

3. Нарисуйте таблицу с тремя одинаковыми колонками.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

 

 

 

 

(Учитель рисует на доске таблицу)

4. Задание: Озаглавьте первую колонку словом «Знаю».

5. Обменяйтесь попарно своими знаниями и мнением о плодах и дополните эту колонку.

6. Что мы знаем о плодах? (информация учащихся о своих знаниях данного объекта).

Запись в колонке «Знаю» на доске всего о чем говорят учащиеся. (Учащиеся дополняют в своих записях то, что говорят их товарищи).

7. Завершение первого этапа: Учитель громко зачитывает все написанное на доске. Если дополнений не поступает переходим ко второму этапу.

II этап: «Осмысление».

1. Как вы думаете: из всего записанного можно ли составить схему, как то сжато объединить все сказанное вами?

(После обсуждения составляется логическая схема).

 

Учащиеся записывают структурно – логическую схему в тетрадях.

III этап: «Чтение текста».

1. Учащимся раздается текст, в котором они делают пометки.

2. После ознакомления с текстом учащиеся выполняют лабораторную работу.

3. После выполнения лабораторной работы учащиеся продолжают работу с таблицей: самостоятельно заполняют графу «Узнал новое».

Обсуждение данных записанных в третьей колонке. Заполнение аналогичной колонки на доске. (В ходе заполнения таблицы идет обсуждение этого материала).

IV этап: «Осмысление».

 

Учитель: Итак, сравните первую и вторую схемы, видите как много нового о плодах мы узнали на этом уроке. Но все ли мы теперь знаем о плодах? Познавая новое у нас возникли новые вопросы? Давайте их запишем в среднюю колонку таблицы «Хочу узнать».

(Заполняется средняя колонка).

Результаты работы на доске и в тетрадях учащихся.

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал новое»

Плоды растут на деревьях.

Они бывают сухие и сочные.

Плоды бывают односемянные и многосемянные.

Полезные и вредные для человека.

Плоды имеют различную окраску и размеры.

Все ли растения имеют плоды?

У какого растения самые крупные плоды?

Как прорастают семена у ореховидных плодов?

Плод состоит из околоплодника и семени.

Плоды бывают простые и сложные, а также соплодия.

Подразделяются на сухие и сочные.

Сочные – ягодовидные (ягода, яблоко, ??????)

Сухие – ореховидные (орех, желудь, ???, коробочковидные (боб, стручок, коробочки.)

Функция плода – защита и распространение семян.

Семена образуются из семязачатков.

Обсуждаются вопросы возникшие в ходе заполнения таблицы. Обсуждается проблема в каких источниках ответы на эти вопросы можно найти.

V этап: «Домашнее задание».

1. Составьте структурно – логическую схему.

Назовите по два растения, у которых формируются эти плоды.

2. (Выборочно по желанию) Подготовить ответы на поставленные в таблице вопросы.

Урок № 13

Тема урока: Обобщение знаний. Урок – конкурс.

Цель урока: Систематизировать и углубить знания по изучению темы.

Урок состоит из нескольких конкурсов, в проведении которых участвуют команды, имеющие свои названия и эмблемы.

Названия конкурсов написаны на доске.

Конкурс 1 «Реши задачу».

1. Как будет развиваться двудольное растение, если в семени удалить одну семядолю?

2. Будет ли развиваться плод из обоеполого насекомоопыляемого растения, если у него удалить все тычинки?

Конкурс 2. «Узнай объект».

Одному из членов каждой команды предлагается вытянуть карточку с изображением части растения, назвать ее и дать краткую характеристику.

Конкурс 3. «Самое, самое, самое».

Каждой группе предоставляется возможность рассказать 1-2 занимательных факта в корневой системе, стебле, листьях, цветках.

Конкурс 4. «Ты – мне, я – тебе».

Команды задают друг другу по 1-2 вопроса подготовленные заранее.

Конкурс 5. «Реши кроссворд».

1. Что находится в центре цветка?

2. Плотный, самый широкий слой стебля по которому передвигается вода и минеральные соли?

3. Механическая ткань стебля?

4. Слой клеток за счет которого идет рост стебля в толщину.

5. Верхний слой коры молодых однолетних побегов.

6. Находятся вокруг пестика.

Правильно заполнив все строки кроссворда вы узнаете название слоя коры, состоящего из мертвых, заполненных воздухом клеток.

В конце урока подводятся итоги, выявляются знатоки данной темы, выставляются суммарные оценки по теме.

 
   
    
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Используются технологии uCoz