Сайт учителя химии и биологии  

Хаустова Михаила Ивановича

МОУ "СОШ г.Бирюча"
 

 

 

Домашняя
Опыт работы
Профильные
Кабинет химии
Уроки
Планирование уроков

Календарно-тематическое планирование

уроков биологии

Классы   11 «А», 11 «Б»

 Количество часов на год:

Всего 105 часов           в неделю: 3 часа.

 

Зачетов 4  

ЛР 4 

Планирование составлено на основе программы:

В.Б. Захаров Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10- 11 классы. Профильный уровень. Дрофа 2009г. 

Учебник:

        В.Б.Захаров «Общая биология» 10- 11 класс М. Дрофа 2004 год
 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны
      знать:

· основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

· сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

·  имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

·  строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

·  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

·  использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

·  современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

·  объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

·  решать биологические задачи разной сложности;

·  составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

·  описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

·  выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

·  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

·  анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

·  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).                   

п/п

Дата

проведен.

Тема урока

Подготовка к ЕГЭ

Домашнее

задание

 

 

 

                  Эволюционное учение

Тема 7.1.

Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (7 часов)

 

 

 

1.       

Развитие биологии в додарвиновский период

 

 

2.       

Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой приро­ды.

Ознакомление со структурой и содержанием КИМ ЕГЭ

12.1.1

12.1.2

3.       

Работы К. Линнея по систематике растений и животных.

12.1.3

4.       

Принципы линнеевской систематики.

12.1.2

5.       

Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера

конспект

6.       

Эволюцион­ная теория Ж. Б. Ламарка.

12.1.3

7.       

Первые русские эволю­ционисты.

12.1.3

Тема 7.2. Дарвинизм (7 часов)

8.       

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспеди­ционный материал Ч. Дарвина.

12.2

9.       

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Лабораторная работа: Результаты искусственного отбора на сортах культурных растений.

 

Блок «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» 6.2

12.3.1

10.   

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.

            Выполнение тестового задания составленного по материалам части 1 КИМ ЕГЭ

12.3.2

11.   

Вид — элементарная эволюционная единица.

 

Блок «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» 6.1

 

12.4.1

12.   

 

Лабораторная работа: Вид и его критерии.

12.4.1

13.   

 

Всеобщая ин­дивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естест­венный отбор.

Повторение. Биология 6 кл. «Царства Бактерии, Грибы, и Растения»

12.3.2

14.   

 

Лабораторная работа: Изучение изменчивости.

12.4.1

 

 

Тема 7.3.

Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция (14 часов)

 

15.   

 

Генетика и эволюционная теория.

12.4.2

16.   

 

Эволюционная роль мутаций.

Тестовая работа (15 мин.) по теме «Царства Бактерии, Грибы, и Растения»

12.4.2

17.   

 

 

Популяция — элементарная эволю­ционная единица.

Повторение. Биология 6 кл. «Строение растений»

12.4.3

18.   

 

Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции (закон Харди—Вайнберга).

12.4.4

19.   

 

Генетические процессы в популяциях.

12.3.4

20.   

 

Резерв на­следственной изменчивости популяций.

12.4.4

21.   

 

Формы ес­тественного отбора.

12.4.5

22.   

 

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естествен­ного отбора.

12.4.5

23.   

 

Лабораторная работа:Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тестовая работа (15 мин.) по теме «Строение растений»

12.4.5

24.   

 

Микроэволюция.

12.4.6

25.   

 

Современные пред­ставления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен).

конспект

26.   

 

Пути и скорость видообразова­ния; географическое и экологическое видообразова­ние.

12.4.1

27.   

 

Эволюционная роль модификаций; физиологи­ческие адаптации.

12.4.7

28.   

 

Темпы эволюции

12.4.7

 

 

Тема 7.4.

Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (12 часов)

12.4.7

29.   

 

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов).

13.1

30.   

 

Пути достижения биологического прогресса.

Конспект

31.   

 

Арогенез; сущность ароморфных измене­ний и их роль в эволюции.

13.1

32.   

 

Возникновение крупных систематических групп живых организмов мак­роэволюция.

13.1.1

33.   

 

Аллогенез и прогрессивное приспособ­ление к определенным условиям существования.

13.1.2

34.   

 

Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов.

13.1.3

35.   

 

Основные законо­мерности эволюции: дивергенция

13.2.1

36.   

 

Основные законо­мерности эволюции: конвергенция

13.2.1

37.   

 

Основные законо­мерности эволюции: параллелизм

Работа с демоверсией КИМа: Найти и выполнить задания по изученной теме «Механизмы эволюции»

13.2.1

38.   

 

Правила эволюции групп организмов.

 

13.2.2

39.   

Результаты эволюции: многообразие видов, орга­ническая целесообразность, постепенное усложне­ние организации

Повторение. Биология : кл. «Классификация растений»

2.1.1

2.1.2

40.   

.

Зачет по разделу: Эволюционное учение

РАЗДЕЛ   8

Развитие органического мира

Тема 8.1.

Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов)

41.   

Первые следы жизни на Земле. Появ­ление всех современных типов беспозвоночных жи­вотных. Общая характеристика и систематика вы­мерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных.

14.1

42.   

Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников.

Тестовая работа (15 мин.) по теме «Классификация растений»

4.1

43.   

Развитие водных растений.

14.2

44.   

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру.

14.2

45.   

 

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру.

14.3

46.   

 

Сравнительная характеристика вымерших и современных назем­ных позвоночных. Вымирание древних голосемен­ных растений и пресмыкающихся.

14.3

47.   

 

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру.

Работа с демоверсией КИМа: Найти и выполнить задания по изученной теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

14.4

48.   

 

 

 

Четвертичный пе­риод: эволюция млекопитающих.

14.4

49.   

 

Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди.

15.1

50.   

 

Развитие прима­тов: направления эволюции человека. Общие пред­ки человека и человекообразных обезьян.

15.2

 

 

Тема 8.2.

Происхождение человека (10 часов)

 

51.   

 

 

Место человека в живой природе. Систематиче­ское положение вида Homo sapiens в системе живот­ного мира.

Подготовка к ЕГЭ.

Повторение: Систематика животных.

15.1

52.   

 

Признаки и свойства человека, позво­ляющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

15.2

53.   

 

Стадии эволю­ции человека: древнейший человек

15.3

54.   

 

Стадии эволю­ции человека: древний чело­век.

15.3

55.   

 

Первые современные люди.

15.3

56.   

 

Свойства человека как биологического вида.

15.4

57.   

 

Популяционная структура вида Homo sapiens; челове­ческие расы; расообразование; единство происхож­дения рас.

Работа с демоверсией КИМа: Найти и выполнить задания по изученной теме: Возникновение и развитие человека — антропогенез

 

15.4

58.   

 

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека.

Методика выполнения заданий части 1 КИМ ЕГЭ (тренировочное занятие)

15.4

59.   

 

Взаимо­отношение социального и биологического в эволю­ции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма.

конспект

60.   

 

 

Зачет 1

 

 

РАЗДЕЛ  9

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Тема 9.1.

Понятие о биосфере (6 часов)

 

61.   

 

Биосфера живая оболочка планеты.

16.1

62.   

 

Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.

 Блок «Экосистемы и присущие им закономерности»

7.1

16.1

63.   

 

Ком­поненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу

16.1.1

64.   

 

Биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы.

16.1.2

65.   

 

Круговорот веществ в природе.

16.2

66.   

 

Круговорот веществ в природе.(продолжение)

16.2

 

 

Тема 9.2.

Жизнь в сообществах (7 часов)

67.   

 

История формирования сообществ живых орга­низмов.

17.1

68.   

 

Геологическая история материков; изоляция, климатические условия.

Структура части 2 КИМ

17.2

69.   

Биогеография.

17.2

70.   

Основ­ные биомы суши и Мирового океана.

17.2.1-17.2.5

71.   

Основ­ные биомы суши и Мирового океана. (продолжение)

17.2.1-17.2.5

72.   

Биогеографи­ческие области.

17.2.6

73.   

Биогеографи­ческие области. (продолжение)

17.2.6

Тема 9.3.

Взаимоотношения организма и среды (11 часов)

74.   

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз.

17.3.1

75.   

Компоненты био­ценозов: продуценты, консументы, редуценты.

17.3.1

76.   

Био­ценозы: видовое разнообразие, плотность популя­ций, биомасса.

 

Особенности работы с частью 2 КИМ

17.3.1

77.   

Абиотические факторы среды.

17.3.2

78.   

Роль температу­ры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.

17.3.2

79.   

Интенсивность дей­ствия фактора; ограничивающий фактор.

17.3.3

80.   

Взаимо­действие факторов среды, пределы выносливости.

 

17.3.3

81.   

Биотические факторы среды.

17.3.4

82.   

Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши.

17.3.4

83

Цепи и сети пита­ния. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии.

17.3.4

84

Смена биоценозов. Причины смены биоце­нозов; формирование новых сообществ.

17.3.5

Тема 9.4.

Взаимоотношения между организмами

(6 часов)

85

 

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, ко­операция

17.4.1

86

 

Комменсализм, нахлебничество, квартирантство.

Особенности работы с частью 3 КИМ

17.4.2

87

 

Антибиотические отношения: хищничест­во, паразитизм

17.4.3

88

 

Конкуренция, собственно антибиоз (антибиотики, фитонциды и др.). Нейтрализм.

17.4.4

89

 

 

Происхождение и эволюция паразитизма.

Развернутый ответ при заполнении бланка ЕГЭ.

конспект

90

 

Зачет по разделу: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

 

 

РАЗДЕЛ   10

 Биосфера и человек

Тема 10.1.

Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы (12 часов)

 

 

91

 

Антропогенные факторы воздействия на биоцено­зы

18.1

92

 

Роль человека в природе

18.1

93

 

Воздействие человека на природу: загрязнение воздуха.

Анализ наиболее типичных ошибок при заполнении бланков ЕГЭ

18.3.1

94

 

Загрязнение пресных вод.

17.3.2

95

 

Загрязнение Мирового океана.

16.3.3

96

 

Антропогенные изменения почвы.

18.3.4

97

 

Влияние человека на животный и растительный мир.

18.3.5

98

 

Радиоактивное загрязнение биосферы.

18.3.6

99

 

Проблемы рациональ­ного природопользования, охраны природы

18.4

100

 

 

Защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами насе­ления планеты.

Анализ наиболее типичных ошибок при заполнении бланков ЕГЭ

18.4

101

 

Меры по образованию экологиче­ских комплексов, экологическое образование.

18.4

102

 

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Конспект

 

 

Тема 10.2. Бионика (2 часа)

103

 

Использование человеком в хозяйственной де­ятельности принципов организации растений и жи­вотных.

Глава 19

104

 

Формы живого в природе и их промышлен­ные аналоги

Глава 19

105

 

Зачет 2

 

 
 
     
     
     
     
     

Используются технологии uCoz