№
п/п |
Дата
проведен. |
Тема урока |
Подготовка к ЕГЭ |
Домашнее
задание |
|
|
Эволюционное
учение
Тема
7.1.
Развитие
представлений
об
эволюции
живой
природы
до
Ч.
Дарвина
(7
часов)
|
|
|
1.
|
|
Развитие биологии в додарвиновский
период |
|
|
2.
|
|
Господство в науке представлений
об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. |
Ознакомление со структурой и содержанием
КИМ ЕГЭ |
12.1.1
12.1.2
|
3.
|
|
Работы К. Линнея по систематике
растений и животных. |
|
12.1.3 |
4.
|
|
Принципы линнеевской систематики. |
|
12.1.2 |
5.
|
|
Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера |
|
конспект |
6.
|
|
Эволюционная теория Ж. Б.
Ламарка. |
|
12.1.3 |
7.
|
|
Первые русские эволюционисты. |
|
12.1.3 |
|
|
Тема
7.2. Дарвинизм
(7
часов)
|
|
|
8.
|
|
Предпосылки
возникновения
учения
Ч.
Дарвина:
достижения
в
области
естественных
наук,
экспедиционный
материал
Ч.
Дарвина.
|
|
12.2 |
9.
|
|
Учение
Ч.
Дарвина
об
искусственном
отборе.
Лабораторная работа:
Результаты
искусственного
отбора
на
сортах
культурных
растений.
|
Блок «Надорганизменные системы. Эволюция
органического мира» 6.2
|
12.3.1 |
10.
|
|
Учение Ч. Дарвина о естественном
отборе. |
Выполнение тестового задания составленного по
материалам части 1 КИМ ЕГЭ |
12.3.2 |
11.
|
|
Вид — элементарная эволюционная
единица.
|
Блок «Надорганизменные системы. Эволюция
органического мира» 6.1
|
12.4.1 |
12.
|
|
Лабораторная работа:
Вид
и
его
критерии.
|
|
12.4.1 |
13.
|
|
Всеобщая
индивидуальная
изменчивость
и
избыточная
численность
потомства.
Борьба
за
существование
и
естественный
отбор.
|
Повторение. Биология 6 кл. «Царства
Бактерии, Грибы, и Растения» |
12.3.2 |
14.
|
|
Лабораторная работа:
Изучение
изменчивости.
|
|
12.4.1 |
|
|
Тема
7.3.
Синтетическая
теория
эволюции.
Микроэволюция
(14
часов)
|
|
|
15.
|
|
Генетика и эволюционная теория. |
|
12.4.2 |
16.
|
|
Эволюционная роль мутаций.
|
Тестовая работа (15 мин.) по теме «Царства
Бактерии, Грибы, и Растения» |
12.4.2 |
17.
|
|
Популяция — элементарная
эволюционная единица. |
Повторение. Биология 6 кл. «Строение
растений» |
12.4.3 |
18.
|
|
Генофонд популяций. Идеальные и
реальные популяции (закон Харди—Вайнберга). |
|
12.4.4 |
19.
|
|
Генетические процессы в
популяциях. |
|
12.3.4 |
20.
|
|
Резерв наследственной
изменчивости популяций. |
|
12.4.4 |
21.
|
|
Формы естественного отбора. |
|
12.4.5 |
22.
|
|
Приспособленность организмов к
среде обитания как результат действия естественного отбора. |
|
12.4.5 |
23.
|
|
Лабораторная работа:Изучение
приспособленности
организмов
к
среде
обитания.
|
Тестовая работа (15 мин.) по теме «Строение
растений» |
12.4.5 |
24.
|
|
Микроэволюция. |
|
12.4.6 |
25.
|
|
Современные представления о
видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). |
|
конспект |
26.
|
|
Пути и скорость видообразования;
географическое и экологическое видообразование. |
|
12.4.1 |
27.
|
|
Эволюционная роль модификаций;
физиологические адаптации. |
|
12.4.7 |
28.
|
|
Темпы эволюции |
|
12.4.7 |
|
|
Тема
7.4.
Основные
закономерности
эволюции.
Макроэволюция
(12
часов)
|
|
12.4.7 |
29.
|
|
Главные направления эволюционного
процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н.
Северцов). |
|
13.1 |
30.
|
|
Пути достижения биологического
прогресса. |
|
Конспект |
31.
|
|
Арогенез; сущность ароморфных
изменений и их роль в эволюции. |
|
13.1 |
32.
|
|
Возникновение
крупных
систематических
групп
живых
организмов
—
макроэволюция.
|
|
13.1.1 |
33.
|
|
Аллогенез и прогрессивное
приспособление к определенным условиям существования. |
|
13.1.2 |
34.
|
|
Катагенез как форма достижения
биологического процветания групп организмов. |
|
13.1.3 |
35.
|
|
Основные закономерности эволюции:
дивергенция |
|
13.2.1 |
36.
|
|
Основные закономерности эволюции:
конвергенция |
|
13.2.1 |
37.
|
|
Основные закономерности эволюции:
параллелизм |
Работа с демоверсией КИМа: Найти и
выполнить задания по изученной теме «Механизмы эволюции» |
13.2.1 |
38.
|
|
Правила
эволюции
групп
организмов.
|
|
13.2.2 |
39.
|
|
Результаты эволюции: многообразие
видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение
организации |
Повторение. Биология : кл. «Классификация
растений» |
2.1.1
2.1.2 |
40.
|
|
.
Зачет по разделу:
Эволюционное
учение
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ
8
Развитие
органического
мира
Тема
8.1.
Основные
черты
эволюции
животного
и
растительного
мира
(10
часов)
|
|
|
41.
|
|
Первые
следы
жизни
на
Земле.
Появление
всех
современных
типов
беспозвоночных
животных.
Общая
характеристика
и
систематика
вымерших
и
современных
беспозвоночных;
основные
направления
эволюции
беспозвоночных
животных. |
|
14.1 |
42.
|
|
Первые хордовые. Направления
эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и
оболочников. |
Тестовая работа (15 мин.) по теме
«Классификация растений» |
4.1 |
43.
|
|
Развитие
водных
растений.
|
|
14.2 |
44.
|
|
Развитие жизни на Земле в
палеозойскую эру. |
|
14.2 |
45.
|
|
Развитие жизни на Земле в
мезозойскую эру. |
|
14.3 |
46.
|
|
Сравнительная
характеристика
вымерших
и
современных
наземных
позвоночных.
Вымирание
древних
голосеменных
растений
и
пресмыкающихся.
|
|
14.3 |
47.
|
|
Развитие жизни на Земле в
кайнозойскую эру. |
Работа с демоверсией КИМа: Найти и
выполнить задания по изученной теме «Возникновение
и развитие жизни на Земле» |
14.4 |
48.
|
|
Четвертичный период: эволюция
млекопитающих.
|
|
14.4 |
49.
|
|
Возникновение приматов. Появление
первых представителей семейства Люди. |
|
15.1 |
50.
|
|
Развитие
приматов:
направления
эволюции
человека.
Общие
предки
человека
и
человекообразных
обезьян.
|
|
15.2 |
|
|
Тема
8.2.
Происхождение
человека
(10
часов)
|
|
|
51.
|
|
Место человека в живой природе.
Систематическое положение вида
Homo
sapiens
в системе животного мира. |
Подготовка к ЕГЭ.
Повторение: Систематика животных. |
15.1 |
52.
|
|
Признаки и свойства человека,
позволяющие отнести его к различным систематическим группам
царства животных. |
|
15.2 |
53.
|
|
Стадии эволюции человека:
древнейший человек |
|
15.3 |
54.
|
|
Стадии
эволюции
человека:
древний
человек.
|
|
15.3 |
55.
|
|
Первые
современные
люди.
|
|
15.3 |
56.
|
|
Свойства человека как
биологического вида. |
|
15.4 |
57.
|
|
Популяционная
структура
вида
Homo sapiens;
человеческие
расы;
расообразование;
единство
происхождения
рас.
|
Работа с демоверсией КИМа: Найти и
выполнить задания по изученной теме:
Возникновение и развитие
человека — антропогенез |
15.4 |
58.
|
|
Свойства человека как
биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс
о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. |
Методика выполнения заданий части 1 КИМ ЕГЭ
(тренировочное занятие) |
15.4 |
59.
|
|
Взаимоотношение социального и
биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность
«социального дарвинизма» и расизма. |
|
конспект |
60.
|
|
Зачет
№1 |
|
|
|
|
РАЗДЕЛ
9
Взаимоотношения
организма
и
среды.
Основы
экологии
Тема
9.1.
Понятие
о
биосфере
(6
часов)
|
|
|
61.
|
|
Биосфера
—
живая
оболочка
планеты. |
|
16.1 |
62.
|
|
Структура биосферы: литосфера,
гидросфера, атмосфера. |
Блок «Экосистемы и присущие им
закономерности»
7.1 |
16.1
|
63.
|
|
Компоненты биосферы: живое
вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу |
|
16.1.1 |
64.
|
|
Биокосное и косное вещество;
биогенное вещество биосферы. |
|
16.1.2 |
65.
|
|
Круговорот
веществ
в
природе.
|
|
16.2 |
66.
|
|
Круговорот
веществ
в
природе.(продолжение)
|
|
16.2 |
|
|
Тема
9.2.
Жизнь
в
сообществах
(7
часов)
|
|
|
67.
|
|
История формирования сообществ
живых организмов. |
|
17.1 |
68.
|
|
Геологическая
история
материков;
изоляция,
климатические
условия.
|
Структура части 2 КИМ |
17.2 |
69.
|
|
Биогеография. |
|
17.2 |
70.
|
|
Основные биомы суши и Мирового
океана. |
|
17.2.1-17.2.5 |
71.
|
|
Основные биомы суши и Мирового
океана. (продолжение) |
|
17.2.1-17.2.5 |
72.
|
|
Биогеографические
области.
|
|
17.2.6 |
73.
|
|
Биогеографические
области.
(продолжение)
|
|
17.2.6 |
|
|
Тема
9.3.
Взаимоотношения
организма
и
среды
(11
часов)
|
|
|
74.
|
|
Естественные сообщества живых
организмов. Биогеоценозы: экотоп и биоценоз. |
|
17.3.1 |
75.
|
|
Компоненты биоценозов:
продуценты, консументы, редуценты. |
|
17.3.1 |
76.
|
|
Биоценозы:
видовое
разнообразие,
плотность
популяций,
биомасса.
|
Особенности работы с частью 2 КИМ |
17.3.1 |
77.
|
|
Абиотические факторы среды. |
|
17.3.2 |
78.
|
|
Роль температуры, освещенности,
влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. |
|
17.3.2 |
79.
|
|
Интенсивность действия фактора;
ограничивающий фактор. |
|
17.3.3 |
80.
|
|
Взаимодействие
факторов
среды,
пределы
выносливости.
|
|
17.3.3 |
81.
|
|
Биотические факторы среды. |
|
17.3.4 |
82.
|
|
Интеграция вида в биоценозе;
экологические ниши. |
|
17.3.4 |
83 |
|
Цепи и сети питания.
Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. |
|
17.3.4 |
84 |
|
Смена
биоценозов.
Причины
смены
биоценозов;
формирование
новых
сообществ.
|
|
17.3.5 |
|
|
Тема
9.4.
Взаимоотношения
между
организмами
(6
часов)
|
|
|
85 |
|
Формы взаимоотношений между
организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм,
кооперация |
|
17.4.1 |
86 |
|
Комменсализм, нахлебничество,
квартирантство. |
Особенности работы с частью 3 КИМ |
17.4.2 |
87 |
|
Антибиотические отношения:
хищничество, паразитизм |
|
17.4.3 |
88 |
|
Конкуренция, собственно антибиоз
(антибиотики, фитонциды и др.). Нейтрализм. |
|
17.4.4 |
89 |
|
Происхождение и эволюция
паразитизма. |
Развернутый ответ при заполнении бланка
ЕГЭ. |
конспект |
90 |
|
Зачет по разделу:
Взаимоотношения
организма
и
среды.
Основы
экологии.
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 10
Биосфера
и человек
Тема
10.1.
Взаимосвязь
природы
и
общества.
Биология
охраны
природы
(12
часов)
|
|
|
91 |
|
Антропогенные
факторы воздействия на биоценозы |
|
18.1 |
92 |
|
Роль человека в
природе |
|
18.1 |
93 |
|
Воздействие
человека на природу: загрязнение воздуха. |
Анализ наиболее типичных ошибок при
заполнении бланков ЕГЭ |
18.3.1 |
94 |
|
Загрязнение пресных вод. |
|
17.3.2 |
95 |
|
Загрязнение Мирового океана. |
|
16.3.3 |
96 |
|
Антропогенные изменения почвы. |
|
18.3.4 |
97 |
|
Влияние человека на животный и растительный
мир. |
|
18.3.5 |
98 |
|
Радиоактивное загрязнение биосферы. |
|
18.3.6 |
99 |
|
Проблемы рационального
природопользования, охраны природы |
|
18.4 |
100 |
|
Защита
от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы,
обеспечение природными ресурсами населения планеты. |
Анализ наиболее типичных ошибок при
заполнении бланков ЕГЭ |
18.4 |
101 |
|
Меры
по
образованию
экологических
комплексов,
экологическое
образование.
|
|
18.4 |
102 |
|
Охрана природы и перспективы рационального
природопользования. |
|
Конспект |
|
|
Тема
10.2. Бионика
(2
часа)
|
|
|
103 |
|
Использование человеком в
хозяйственной деятельности принципов организации растений и
животных. |
|
Глава 19 |
104 |
|
Формы живого в природе и их
промышленные аналоги |
|
Глава 19 |
105 |
|
Зачет
№2 |
|
|